Category: юмор

Category was added automatically. Read all entries about "юмор".

9 vrata

Ефим Курганов. "Как и почему анекдот появился во Франции"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



ТАЛЛЕМАН ДЕ РЕО И АНТУАН ДЕ ВАРИЙАС – СОЗДАТЕЛИ И ТВОРЦЫ ИСТОРИЧЕСКОГО АНЕКДОТА

Мне уже приходилось высказываться в том духе, что самым непосредственным предшественником Антуана де Варийаса как автора «Флорентийских анекдотов» является Таллеман де Рео со своими «Занимательными историями». Книга де Рео – грандиозный свод исторических анекдотов, там действует, как подсчитано, 376 персонажей, и все они совершенно реальные. Собственно, после выхода в 1623-м году издания «Тайная история (Анекдота)» Прокопия Кесарийского словечко «анекдот» стало проникать в обиход общества французских интеллектуалов, хотя, видимо, за ним еще и не закрепилось тогда какое-либо четко установленное значение. Пока не совсем ясно было, что же такое на самом деле анекдот. Нужен был Варийас, объявивший и показавший, что анекдот – это особый жанр, обладающий своими законами и спецификой.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
9 vrata

Самый популярный анекдот 2018 года

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ АНЕКДОТ 2018 ГОДА НА САЙТЕ АНЕКДОТЫ.РУ



"Remake древнего анекдота.
Воздушный шар сбился с курса, и воздухоплаватель срочно опустился с ним вниз. Увидев внизу человека, он спросил:
- Извините, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре, в 15м над землей. Ваши координаты - 5°28'17" N и 100°40'19" E.
- Похоже, вы математик, - вздохнул воздухоплаватель.
- Да, я математик, - согласился прохожий. - Как вы догадались?
- Ваш ответ, по-видимому, точный и полный, но для меня совершенно бесполезный. Я по-прежнему не знаю, где я нахожусь, и что мне делать. Вы мне нисколько не помогли, только напрасно отняли время.
- А вы, похоже, из управленцев, - заметил математик.
- Я действительно топ-менеджер серьезной компании, - воспрял воздухоплаватель. - Но как вы догадались? Вы видели меня по телевизору?
- Зачем? - удивился математик. - Судите сами: вы не понимаете ни где вы находитесь, ни что вам следует делать, в этом вы полагаетесь на нижестоящих. Спрашивая совета у эксперта, вы ни на секунду не задумываетесь, способны ли вы понять его ответ, и когда оказывается, что это - не так, вы возмущаетесь вместо того, чтобы переспросить. Вы находитесь ровно в том же положении, что и до моего ответа, но теперь почему-то обвиняете в этом меня. Наконец, вы находитесь выше других только благодаря дутому пузырю, и если с ним что-то случится - падение станет для вас фатальным".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Ефим Курганов. "Неожиданный источник одного старого анекдота"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



НЕОЖИДАННЫЙ ИСТОЧНИК ОДНОГО СТАРОГО АНЕКДОТА

Кажется, в цикл моих заметок об историческом анекдоте затесался вдруг анекдот не вполне как будто исторический. И все же я остановлюсь на нем – уж больно случай любопытный. Раскрываем роман «величайшего художника французского Ренессанса» (слова А. Дживелегова) Франсуа Рабле. Читаем о рождении богатыря Гаргантюа, который находился в материнской утробе не положенные природой 9 месяцев, а аж целых 11. Автор обосновывает такую возможность особым рассуждением: «Должно заметить, что женщины вполне могут столько носить, и даже еще больше, особливо, если это кто-нибудь из ряда вон выходящий, кому назначены в удел великие подвиги. Так, например, Гомер говорит, что младенец, коего нимфа понесла от Нептуна, родился через год, то есть спустя двенадцать месяцев» (Фр. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973, с. 38).

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Ефим Курганов. "Николай Лесков и маршал Бассомпьер"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ И МАРШАЛ БАССОМПЬЕР

Целый слой (и весьма обильный и разнообразный) очерков, рассказов и повестей Николая Лескова самым непосредственным образом оказался ориентирован на анекдоты и, причем, не только на фольклорные, но и на исторические. На этот счет давно уже делались наблюдения, хотя, увы, и разрозненные (см., например: Богданович А.И. Лесков – писатель-анекдотист. Мир божий, 1897, № 1, отдел 2, с. 5–7). Более того, кроме отдельных текстов, настоянных на анекдотическом субстрате, Лесков создал целую книгу, которая фактически представляет собой настоящий сборник исторических анекдотов. Называется эта книга так: «Рассказы кстати». Название совсем не случайное. Сейчас объясню, почему.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Ефим Курганов. "Остроумный ответ маршала де Бассомпьера"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



ОСТРОУМНЫЙ ОТВЕТ МАРШАЛА ДЕ БАССОМПЬЕРА

Как уже не раз приходилось мне подчеркивать, жанр анекдота (исторического) впервые выделил и обосновал французский историк Антуан де Варийас, и произошло это в 1685-м году. Но была и предшествующая, промежуточная форма анекдота. В 1599-м году польский автор Беньяш Будный выпустил сборник «Апофегмата», в котором в основном на античном материале были собраны рассказы об эффектных изречениях и достославных поступках Фемистокла, Перикла, Александра Македонского, Юлия Цезаря и других. И все же это не были еще полноценные исторические анекдоты. В книге «Апофегмата» все было более или менее прилично, авторитетно, достойно печати, а настоящий анекдот, что видно уже из самого названия жанра, это то, что невозможно издать.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Ефим Курганов. "О методе Антуана де Варийаса"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



О МЕТОДЕ АНТУАНА ДЕ ВАРИЙАСА

Антуан де Варийас в теоретическом введении к своим «Флорентийским анекдотам» особо подчеркнул: «Анекдоты – зеркала, лишенные лести» (А. де Варийас. Флорентийские анекдоты. – Вестник российского общества интеллектуальной истории, 2004, № 2). Фактически это даже и не наблюдение и не постулат, а формула, вобравшая в себя указание на специфическую направленность анекдота как особого, совершенно независимого жанра. И исходя из этой самой специфики, ученый и полагал, что преследование «писателя анекдотов», как он выражался, со стороны властей и общества совершенно неизбежно, ибо он опирается всегда на «истинные факты», не примериваясь и не сообразуясь с общественными обстоятельствами. Вот ход рассуждений этого историка: «сочинителю анекдотов тем более есть основания опасаться преследований, чем подлинней описываемый им порок» (там же). … Остановившись на этом (фактах, всеми признаваемых. – Е.К.), мне вероятно посчастливилось бы остаться вне досягаемости критиков. Однако следует страшиться, когда мой предмет потребует идти далее и открыть истину, когда злой рок анекдотов, не позволяющий не сделать для потомков все тайное явным, не заставит меня постепенно уничтожить все преграды... (там же).

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Ефим Курганов. "Франсуа Рабле и полицмейстер Чулков"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



ФРАНСУА РАБЛЕ И ПОЛИЦМЕЙСТЕР ЧУЛКОВ

Издавна уже сложилась ситуация, когда власти или покровители искусств предлагали, просили или давали указания творцам создавать произведения на заказ. В тривиальных, банальных ситуациях те соглашались. Леонардо да Винчи, когда римский папа захотел, чтобы он нарисовал его портрет, просто покинул навсегда Италию. Но бывали случаи экстраординарные, когда творец сдавался лишь для виду, а на самом деле реагировал колкостями или пародийными провокациями в адрес тех, кто смел управлять его творчеством. Последний вариант получил закрепление в целом ряде исторических анекдотов. Величайший французский писатель и величайший остряк-вольнодумец Франсуа Рабле смог избегнуть больших неприятностей, получил доходное место кюре в Медоне и вообще умер своей смертью лишь благодаря одному обстоятельству – он долгие годы находился под покровительством двух братьев дю Белле, Гильома и Жана, и, прежде всего, последнего.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Ефим Курганов. "О «Флорентийских анекдотах»: Микеланджело и папа Лев X"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



О «ФЛОРЕНТИЙСКИХ АНЕКДОТАХ»: МИКЕЛАНДЖЕЛО И ПАПА ЛЕВ ДЕСЯТЫЙ

Антуан де Варийас, основоположник теории анекдота (исторического), полагал, что анекдот, который не снабжен указаниями на источники, имеет очень мало цены и не может вызывать доверия. При этом в первую очередь он предпочитал рукописные источники (неизвестные). Но, например, в одном случае, а именно в шестой части «Флорентийских анекдотов», посвященной римскому папе Льву Десятому и его окружению, он предпочел опереться и на книжную публикацию, но для этого были свои причины.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Ефим Курганов. "О Мериме, исторических анекдотах и куртизанке Марион Делорм"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



О МЕРИМЕ, ИСТОРИЧЕСКИХ АНЕКДОТАХ И КУРТИЗАНКЕ МАРИОН ДЕЛОРМ


Признаюсь, мне кажется не очень уместным и корректным писать длинно и протяжно об анекдоте, жанре чрезвычайно коротком. Об анекдоте следует писать именно сжато и конденсированно.
_________________

Мне уже приходилось приводить чрезвычайно эффектное высказывание Проспера Мериме из предисловия к его роману «Хроника времен Карла Девятого»: «В истории я люблю только анекдоты». И далее он ведь четко объяснил, почему отдает предпочтение анекдотам: он выбирает те из них, которые содержат «подлинную картину нравов и характеров данной эпохи». Вдумаемся: подлинная картина нравов и характеров отыскивается в первую очередь в анекдотах. Звучит, на первый взгляд, может, несколько странно, но вспомним Антуана де Варийаса, который еще в 1685-м году провозгласил истинность анекдота. Это он как раз во многом и приучил правду истории искать в анекдоте, приучил к тому, что полнота исторической картины без привлечения анекдотов просто не может быть достигнута. Так что Мериме в этом отношении оказывается прямым последователем идей Антуана де Варийаса как автора «Флорентийских анекдотов»

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Ефим Курганов. "Исторический анекдот и традиции мемуарной литературы"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ И ТРАДИЦИИ МЕМУАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цензор Александр Никитенко в свой статье «Анекдот», написанной для энциклопедического словаря А.А. Плюшара, подчеркнул: «Настоящее место анекдотов не в истории прагматической, а в записках (mèmoires) и биографиях» (Энциклопедический лексикон Плюшара. СПб., 1835, т. 2, с. 203). Цензор, кстати, вряд ли имел в виду российскую культурную традицию того времени. Мемуаров тогда было с кот наплакал, но дело даже и не в этом, а в том, что были они зачастую созданы «в мундире» Даже воспоминания баснописца И.И. Дмитриева, известного острослова, насмешника, рассказчика, были сухо и скованно написаны. Да и впоследствии мемуаристы российские далеко не всегда бывали откровенны, побаивались чего-то, что ли.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky