9 vrata

Ефим Курганов. «"Новгородские забавы". Заметка Н.С. Лескова»

С разрешения автора публикую фрагмент из книги: Курганов Е. Старая уголовная хроника. От Ивана Грозного до Перестройки. Книга 1. – СПб.: Юолукка, 2020. – 648 с.

Ефим Яковлевич Курганов (род. 1957), кандидат филологических наук (1986), доктор философии (с 1995-го года), доцент русской литературы Хельсинкского университета (с 2000), составитель антологии «Русский исторический анекдот от Петра I до Александра III» и двухтомного собрания сочинений Зинаиды Гиппиус, автор книг: «Литературный анекдот пушкинской эпохи» (Хельсинки, 1995), «Анекдот как жанр» (СПб., 1997), «ОПОЯЗ и Арзамас» (СПб., 1998), «Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы» (Таллинн, 1999), «Василий Розанов и евреи» (СПб., 2000), «Похвальное слово анекдоту» (СПб., 2001), «Роман Достоевского «Идиот». Опыт прочтения» (СПб., 2001), «Лолита и Ада» (СПб., 2001), «Анекдот. Символ. Миф» (СПб., 2002), «Достоевский и талмуд» (СПб., 2002), «Русские пословицы и талмуд» (СПб., 2003), «Анекдот как жанр русской словесности» (М., 2015), «Русский Мюнхгаузен» (М., 2017). Помимо научных литературоведческих книг – автор многочисленных исторических романов-хроник: «Шпион Его Величества», «Первые партизаны 1812 года», «Бриллиантовый скандал», «Воры над законом», «Красавчик Саша», «Кагуляры» и др. В настоящее издание включены романы и повести из цикла «Старая уголовная хроника».



ОТ АВТОРА

Еще в 1930-м году Юрий Тынянов писал: «Есть документы парадные, и они врут, как люди. У меня нет никакого пиетета к «документу вообще»... Не верьте, дойдите до границы документа, продырявьте его. И не полагайтесь на историков, обрабатывающих материал, пересказывающих его». В самом деле, так происходит, и довольно часто. Нередко документы и в самом деле врут, и к ним надо подходить с большой осторожностью, слепо доверять им никоим образом не следует. Кроме того, далеко не все документы сохраняются. И еще далеко не всё попадает в документы, многое остается за их пределами. Исходя из всего этого комплекса причин, я попробовал построить цикл исторических детективов «Старая уголовная хроника» на основе вымышленных документов; вымышленных, но при этом правдивых, ни на гран не отступающих от исторической истины. Таковы в общих чертах принципы поэтики, которые легли в основу моей «Старой уголовной хроники».

ЕФИМ КУРГАНОВ
12 февраля 2019 года,
Париж.


Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

promo philologist июль 4, 18:41 6
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, я принял участие в конкурсе профессионального мастерства книжной премии «Ревизор–2020» в номинации "Блогер года". Вы можете поддержать меня и мой книжный блог в интернет-голосовании, открытом на сайте журнала "Книжная индустрия" (регистрация там…
9 vrata

Валерия Новодворская: "Трифонов передал в эфир последние позывные лодки с советской интеллигенцией"

Валерия Ильинична Новодворская (1950-2014) — советский диссидент и правозащитник; российский либеральный политический деятель и публицист, основательница праволиберальных партий «Демократический союз» (председатель Центрального координационного совета) и «Западный выбор». Здесь текст приводится по изданию: Новодворская В.И. Избранное: в 3 т. Т. 3. - М.: Захаров, 2015.



ПЕСНИ МОСКОВСКОГО МУРАВЬЯ

Юрий Трифонов был горожанином, и вся слезная горечь «народных мстителей» Федора Абрамова и Владимира Тендрякова была ему недоступна. Он принадлежал — сословие, по рождению — не к жертвам, невинным жертвам «революционных бурь», и даже не к «попутчикам», а к революционной номенклатуре, которая сначала делала эту чертову революцию, а потом скакала на ней, восхищаясь и кое-что оспаривая по мелочам, но все-таки больше восхищаясь: когда на коне, когда под конем, но всё же галопом, не слезая с этой буденновской конницы. «По нехоженым тропам протопали лошади, лошади, неизвестно к какому концу унося седоков». Концы такого рода были описаны самим Трифоновым в «Доме на набережной», в «Возвращении Игоря» и в рассказе «Прозрачный летний полдень». Но не поднимается рука считать жертвами этих всадников Апокалипсиса, ибо жертвы по определению пешеходы.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

На 105-м году жизни умерла актриса из «Унесенных ветром» Оливия де Хэвилленд

Актриса Оливия де Хэвилленд, известная своей ролью Мелани Гамильтон в фильме "Унесенные ветром" (Gone with the Wind, 1939), ушла из жизни 25 июля в возрасте 104 лет в своем доме в Париже. Оливия де Хэвилленд родилась 1 июля 1916 года в Токио, где ее отец Уолтер преподавал в британском колледже. Когда брак родителей распался, будущая звезда вместе с матерью и сестрой переехала в Калифорнию. Когда ей исполнилось восемнадцать, студия Warner Brothers предложила ей первый контракт. За свою профессиональную карьеру де Хэвилленд получила две премии "Оскар" (за фильмы "Каждому свое" (To Each His Own, 1948) и "Наследница" (The Heiress, 1949), дважды была удостоена награды "Золотой глобус". Также снималась в фильмах "Сон в летнюю ночь" (1935), "Одиссея капитана Блада" (1935), "Любовь, которую я искал" (1937), "Приключения Робин Гуда" (1938), "Темное зеркало" (1946), "Тише... тише, милая Шарлотта" (1964) и др. В 2008 году президент США Джордж Буш-мл. вручил Оливии де Хэвилленд Национальную медаль США в области искусств. В 2010 году актрисе был присвоена степень Кавалера Ордена Почётного легиона, знаки которого она получила из рук президента Франции Николя Саркози.



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Умерла автор статьи "Не могу поступиться принципами" Нина Андреева

Писательница Нина Андреева, ставшая известной в годы Перестройки публикацией статьи "Не могу поступиться принципами", в которой выступила против политики Михаила Горбачева, умерла в Санкт-Петербурге. Об этом на своем сайте сообщил ЦК Всесоюзной партии большевиков, генеральным секретарем которой она являлась. Андреева родилась 12 октября 1938 года в ленинградской рабочей семье, ее отец погиб на фронте. Она окончила школу с золотой медалью, Ленинградский технологический институт с отличием, стала кандидатом технических наук. С 1966 года была членом КПСС. Ее статья-письмо, ставшая знаменитой, была опубликована 13 марта 1988 года в газете "Советская Россия". Она вызвала большой общественный резонанс в СССР и за рубежом. Ее перепечатали около 800 изданий. Статью рассматривали на заседании Политбюро ЦК КПСС.



Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Алисса ДеБласио. "Философ для кинорежиссера: Мераб Мамардашвили и российский кинематограф" (2020)

ДеБласио А. Философ для кинорежиссера: Мераб Мамардашвили и российский кинематограф / Перевод О. Бараш. - СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. 272 с. ISBN 978-1-6446932-3-0 (Academic Studies Press). Тираж 500 экз., переплет, формат 60×90 1/16

Купить можно: Лабиринт, My-shop, КомБук, Фаланстер, Книжный магазин «Москва», Московский Дом книги, тверской магазин Форум.

Мераб Мамардашвили — «грузинский Сократ» советской философии — стал ключевой фигурой для позднесоветской интеллигенции. В 1970–1980 годы он преподавал обязательные курсы философии в двух крупнейших российских учебных заведениях в области киноискусства. Таким образом он участвовал в воспитании целого поколения кинорежиссеров, получивших международную известность. Исследуя обширное философское наследие Мамардашвили, а также целый ряд российских кинокартин, созданных в последнее время, Алисса ДеБласио обнаруживает интеллектуальное родство между режиссерами поколения Мамардашвили, такими как Александр Сокуров, Андрей Звягинцев и Алексей Балабанов. Это междисциплинарное исследование предлагает читателям по-новому задуматься о кино, философии и философском потенциале движущегося изображения. Алисса ДеБласио — профессор Дикинсон-колледжа (США), специалист по истории и современности русской философии, литературы и кинематографа.



Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Дмитрий Пригов: "Россия - это конечно, кошка. Русь и рысь, это как-то так рифмуется"

Беседа поэта Дмитрия Пригова (1940-2007) с писателем и журналистом Славой Сергеевым. Впервые была опубликована в журналах «ОМ» и «Новое время» в 2005 и 2006 году.



Россия все время норовит выпрыгнуть в форточку истории

На фестивале «Альтернатива», в 2005 году проходившем в ныне закрытом клубе «ДОМ», поэт, писатель и художник ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПРИГОВ участвовал в одном из перформансов. Размахивая горящим факелом, он уговаривал домашнего кота художника Виноградова произнести слово «Россия». Писатель и журналист СЛАВА СЕРГЕЕВ поговорил с Д.А. Приговым о России, котах, наполеоновской треуголке, концептуализме, Пушкине, Лермонтове, Данииле Андрееве и некоторых других важных вещах.

Слава Сергеев: Начинаем, да? У меня такое ощущение, что у Вас в последнее время выходит, в основном, проза. Почему? Стихи не пишутся, или время сейчас такое, "прозаическое"?

Д.А.П.: Должен сказать, что сейчас стихов у меня не стало меньше. Просто меньше печатаются по разным причинам. И, естественно, по той, что они ныне менее потребляемы и в издании не рентабельны. Но у меня по-прежнему сохранилась норма письма - 1-2 стихотворения в день. И общая сумма всего написанного перевалила за 35 000 стихотворений. В прозе же для меня важно было найти свой тип говорения. То есть в ней, в прозе, вообще-то, если что и ценно для меня - так этот самый тип говорения, а не всякие там сюжеты и интриги.  В стихах же новаторство как бы ближе к глазу, так как единицей стиха является слово в его интенции стать высказыванием (предложением).  Да и сам стих - построение весьма искусственное. Особенно в его еще доминирующей у нас форме жесткого построения с регулярной рифмой и размером.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Евросоюз потребовал освободить карельского историка Юрия Дмитриева

Представительство европейского Союза в России 24 июля выпустило заявление после того, как в Карелии был вынесен приговор историку Юрию Дмитриеву, осужденному за насильственные действия против несовершеннолетней приемной дочери. В нем оно потребовало отпустить Дмитриева на свободу. В заявлении говорится, что в ЕС предполагают, что обвинения, выдвинутые против историка, связаны с его правозащитной деятельностью и изучением политических репрессий в СССР. "Дело в отношении Дмитриева — это очередное звено в нарастающей цепочке арестов и случаев дискредитации правозащитников в Российской Федерации. Вынесенный приговор может дополнительно сократить пространство для деятельности гражданского общества и выражения независимого мнения в стране", — говорится в заявлении. ЕС потребовал от российских властей освободить Дмитриева по гуманитарным соображениям, "приняв во внимание его возраст и состояние здоровья в условиях пандемии коронавирусной инфекции". Суд в Петрозаводске 22 июля приговорил Юрия Дмитриева к 3,5 годам колонии строгого режима.



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Военные тайны детства физика-металловеда Ивана Киянского

С разрешения правообладателя публикую фрагмент из книги: Киянский И.А. Прогулки по тонущему архипелагу. — СПб.: Нестор-История, 2020. — 520 с., ил. ISBN 978-5-4469-1766-2.

Книгу можно приобрести в санкт-петербургском и московском филиалах издательства Нестор-История. Телефон в Москве: +7 (499) 755 96 25. Телефон в Санкт-Петербурге: +7 (965) 048-04-28

Автор этой книги — Иван Алексеевич Киянский — известный физик-металловед, лауреат Государственной премии, заслуженный изобретатель СССР. Помимо научных работ, опубликовал ряд художественных произведений. Родился на Харьковшине в крестьянской семье. Отец ушел на фронт, а вскоре герой книги, вместе с матерью и четырьмя сестрами, оказался в зоне оккупации — на три голодных и долгих года. Детский взгляд точен, рассказ о той жизни далек от стереотипов. После освобождения — тоже голод, послевоенная разруха. Вокруг села — поля и овраги, где шли бои, там еще оставались оружие и боеприпасы. За ними охотились мальчишки, вымениваюшие у городских рыбаков—любителей вьшлавленную из снарядов взрывчатку на хлеб и табак, универсальную тогда валюту. Промысел рискованный, игры тоже: взрывы, гибельдрузей, тяжелая контузия. И выздоровление стараниями зиахарки.



Однако сельскую школу сын сержанта-инвалида окончил с медалью, поступил на физико—технический факультет Харьковского университета. После выпуска — секретные лаборатории: молодой ученый буквально в центре подготовки компонентов водородной бомбы. Не все его коллеги дожили до старости. Далее — Москва, аспирантура, и уже другие области исследования, которые ныне именуются палю-технологиями. Новая увлекательная книга — не только о детстве, оккупации, послевоенной деревенской жизни, быте школы, университета, научных учреждений. Главное, в ней — азарт исследовательской работы, открытий, любовь к жизни во всех ее проявлениях.

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Глава СТД Калягин — губернатору Беглову: "Вы разрушаете культуру Петербурга"

Председатель Союза театральных деятелей РФ, основатель и художественный руководитель московского театра «Et Cetera», народный артист РСФСР (1983), лауреат Государственных премий СССР (1981, 1983) Александр Калягин выступил с обращением к губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову в связи с инициативой по сокращению штата культурных учреждений города. Обращение опубликовано на сайте Союза театральных деятелей РФ. Ниже оно приведено полностью.



Уважаемый Александр Дмитриевич!

Меня потрясло, что Ваше решение о сокращении аппарата чиновников было так чудовищно откорректировано, и в результате возникает Поручение Губернатора, согласно которому Комитет по культуре Санкт-Петербурга рассылает в свои подведомственные организации (театры, музеи, библиотеки и т.д.) директиву, требуя от руководства в кратчайшие сроки предоставить предложения по сокращению своих сотрудников.

Разве именно эти организации и без того с урезанным до предела штатом необходимо сокращать в первую очередь?

Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

9 vrata

Умер учёный-лесовод, академик РАН Николай Моисеев

23 июля на 91-м году жизни скончался советский и российский учёный-лесовод, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик ВАСХНИЛ (1988) и Российской академии наук (2013), заслуженный лесовод РСФСР (1979), заслуженный деятель науки (1999) и заслуженный лесовод Российской Федерации (2014) Николай Александрович Моисеев. Он родился 13 декабря 1929 года в Якутино Средневолжского края (ныне Грачёвский район Оренбургской области), но через два месяца, в феврале 1930 года, после раскулачивания деда вся семья была выслана в Северный край. В верховьях реки Пинеги, в таёжных посёлках Тальцы и Усть-Заруба прожил первые пятнадцать лет жизни, родители работали в созданном на базе посёлка спецпереселенцев Верхне-Ерогодском лесопункте. В 1944 году отец погиб в боях на Карельском фронте, а в 1945 году по амнистии мать и сын вернулись в Оренбургскую область.



Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky